Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
![]() |
![]() |
![]() |
Николай Петрович Евдокимов – бывший учитель Сунской средней школы был участником Великой Отечественной войны. В газете «Ленинская правда» от 21 июня 1981 года была опубликована статья о Евдокимове Н.П.
«Я с Кемы. Старший лейтенант Евдокимов»,- такую надпись оставил он на одной из колонн Рейхстага в поверженном Берлине. Кема – это название реки на его родине в Вологодской области. О ней, речке своего детства и юности, он помнил все огневые годы, на всем долгом и тяжелом пути от литовских селений до новгородских и калининских лесов и потом, когда наши войска двигались на запад, к логову фашистской Германии. На фронте ему выпало быть от первого до последнего дня войны.
В Берлин он ворвался вместе с 1-й гвардейской танковой армией в составе 155-го гвардейского отдельного Прикарпатского Ордена Красной Звезды батальона связи. А вот какая надпись была у него сделана на грамоте: «Военный совет 1-й гвардейской танковой армии отмечает Ваше героическое участие в исторических боях по овладению Берлином и поздравляет вас с победой.» Это строки из грамоты, подписанной командующим армией, генерал-полковником танковых войск М.Е. Катуковым. Позже за участие в тех же событиях ему вручили Орден Красной Звезды. Он командовал радиовзводом, был начальником радиостанции – помогал танкистам в ежедневных боевых делах. После войны он часто пытался разыскать друзей-радистов. И однажды ему помог очерк в газете «Ленинская правда», который назывался «Верим, что этот день придет». В этой статье рассказывалось о петрозаводчанке Екатерине Петровой. И вот Николай Петрович встретился с ней, и оказалось, что они воевали вместе в одной бригаде. Екатерина Мартыновна как раз тогда собиралась в Ленинград на встречу ветеранов партизанского движения. Она позвала с собой и Евдокимова. Местом сбора было училище, где готовят метростроевцев.
Его директор – бывший партизан. Питомцы училища развернули поисковою работу и достигли многого. Ну и волновался тогда Николай Петрович! Тогда на встрече он встретил своего друга однополчанина Веселова Николая Федоровича. Они расстались в начале 1943 года, месяца через 4 после выхода из вражеского тыла. Евдокимов вернулся для работы в армейских частях. За ним закрепили новую мощную радиостанцию в управлении командующего бронетанковыми и механизированными войсками . Пока оставался на том же Северо-Западном фронте. Из Валдая к месту назначения уезжал спешно, так что даже проститься с Веселовым не удалось.
«А я все гадал: куда бы это его отправили ?»- отозвался Веселов .
– Был радист и нет радиста: исчез. Спрашивал о тебе – никто ничего не слышал».
О чем бы они ни говорили, обязательно возвращались мыслями к событиям зимы, весны и лета 1942 года. С одним из отрядов радисты, в том числе и Евдокимов, благополучно пересекли линию фронта и прибыли в расположение партизан. В апреле старшего лейтенанта Н.П. Евдокимова назначили начальником бригады связи, лейтенанта Н.Ф. Веселова – начальником радиоузла.
А вот какие позывные Николай Петрович придумал для своего друга – истинного снайпера эфира «ВЭ – НЭ ФЭ». Первые буквы фамилии, имени, и отчества – Веселов Николай Федорович. Этим радистом нельзя было не восхищаться. Работал виртуозно – что на приёме, что на передаче. Еще были позывные с использованием фамилии других радистов. В.Н.Р. – этими позывными пользовался сам Евдокимов . Позывные часто приходилось «тасовать»: фашисты теснили партизан, обстановка быстро менялась. Его «Север» (партизаны любовно именовали эти аппараты «северком») держал основную связь с отрядами. Почти все лето пять радистов провели в землянках на островке суши среди большого болота: «Впереди вода, сзади вода, слева – мох, справа – мох, остается один бог» ,- так вспоминали бывшие радисты на встрече своих однополчан. Только малое число людей ведало о месте нахождения Евдокимова. Они же через эфир знали о том, что происходит на обширной территории. Ходить на задание радистам не полагалось, однако, в дни, предшествовавшие «болотной жизни», то один, то другой из них стремился присоединиться в ночных рейдах к какой - нибудь боевой группе. Была популярной и «свободная охота», когда несколько партизан отправлялись к лесным дорогам и поджидали противника. Евдокимов очень сожалел, что на его долю не выпадало ни одной такой операции. Конечно, завидовал более «везучим» товарищам. Но однажды и они позавидовали ему.
На руках у него оказалась партизанская «командировка» . Командование бригады, опять же через радистов, договорилось с командованием нашей армии о выделении партизанам противотанковых ружей, патронов, а также опытных бронебойщиков. Обстановка заставила – против партизан брошены эсесовские части, с танками и пушками. В удостоверении, которое чудом уцелело, значится, что старший лейтенант Евдокимов «является представителем второй партизанской бригады СЗФ и направляется в район деревни Острея за получением боеприпасов и вооружения». Старшим группы назначили капитана Л.В. Цинченко, его помощником – Николая Петровича. Они прихватили с собой десяток подвод с возчиками из местные жителей.
Линию фронта миновали удачно. В назначенном месте получили ящики с патронами, четыре противотанковых ружья.
- Не маловато ли, - усомнился Евдокимов.
-Дали бы еще, да у самих в обрез, - с сочувствием ответил офицер, принимавший гостей из Партизанского края.
Николай Петрович успел – таки наведаться к радисту, с которым держала связь их станция. Передал ему гостинцы от коллег «с той стороны» - это , помнится, был партизанский хлеб. Обычно партнеры по сеансам связи не знали друг друга в лицо и страстно мечтали когда-нибудь встретиться. Евдокимов возвращался обратно «с персональными приветами» для своих товарищей.
Поговорить много с другом Веселову не получалось, так как были на людях. Евдокимов даже не разузнал толком, как после Валдая сложилась военная судьба друга.
О себе Николай Петрович мог бы тоже кое-что сообщить с подробностями. Как участвовал в событиях на Сандомирском плацдарме. Как освобождал Варшаву и Лодзь. Как сражался на Зееловских высотах и был контужен. Как танкисты штурмовали Берлин. Его радиостанция при необходимости использовалась и для наведения самолетов на цель. Бывали и иные задания: например, для противника приходилось изображать «радиоприсутствие» танковой армии в одном месте, когда она скрытно перебрасывалась для наступления на другом направлении.
Еще он мог бы поведать о своих встречах с генералом Н.Ф. Ватутиным ,в бытность его начальником штаба Северо-Западного фронта. Сколько лет минуло, а Евдокимову не забыть этого незаурядного человека. Как-то случилось неприятное происшествие – почти сутки отсутствовала связь с одной дивизией. В это время дежурил по части Евдокимов, но все его старания не имели успеха.
Командир полка связи, который обычно сам ходил с докладом об обстановке к Ватутину, на сей раз «подставил» лейтенанта Евдокимова. Тот сообщил «все как есть».
Ожидал разноса от высокого начальства, а услышал тихое, но настойчивое: «Пусть ребята еще хорошенечко поработают. Связь надо восстановить». Тут же были запущены в работу новые варианты . Скоро в штаб прибыл мотоциклист из той дивизии и объяснил причину загадочного «провала» в эфире: гитлеровцы разбили основную станцию, погибли и радисты. Теперь связь с дивизией наладили быстро.
Истинные герои, справедливые люди – такими остались у него в памяти генерал армии Н.Ф. Ватутин, партизанский комбриг Н.Г. Васильев, полковник из 41-го года Н.С. Карьков. Были ситуации , когда Евдокомов, молодой, набиравшийся боевого опыта офицер, почувствовал всю полноту доверия, столь целительного для людей во фронтовой жизни. Они не дожили до светлого дня Победы, не довоевали, а вот душевная щедрость их у соратников и сегодня как знамя. Не будь их на пути Евдокимова в неимоверно трудных 41-м и42-м годах, он не уверен, что судьба сложилась бы так, как сложилась…
Подразделения и части механизированного корпуса , в который за три дня до начала войны был определен на службу лейтенант Евдокимов, несколько суток бились с захватчиками в приграничной зоне. Тогда он был свидетелем бесстрашного предрассветного рейда группы наших танков на дороги, забитые войсками противника. Потом сам участвовал в жестоких боях, в том числе под Шауляем. Но таяли запасы горючего для боевых машин, не восполнялись боеприпасы, не было прикрытия с воздуха, а фашисты перли и перли вперед. Скорбные дни, когда в ходу было последнее оружие – не упасть духом, собраться с силами.
Николай Петрович в Берлине. 1945 г.
Фамилия, имя, отчество - Евдокимов Николай Петрович
Звание- гвардии старший лейтенант
Должность - часть начальник р\т 5СК 399 155 отдельного гвардейского Прикарпатского ордена Красной Звезды батальона связи
Выписка из наградного листа:
1.Фамилия, имя, отчество - Евдокимов Николай Петрович
2.Звание- гвардии старший лейтенант
3.Должность - часть начальник р\т 5СК 399 155 отдельного гвардейского
Представляется к награде орденом Отечественной войны 2 степени
4 . Год рождения - 1918
5. Национальность - русский
6. Партийность - чл. ВЛКСМ
7. Участие в гражданской войне, последующий боевых действиях по защите СССР и Отечественной войне- с августа 1941 г. по май месяц 1944 г. сев. -зап. фронт. Август 1944 г. по настоящее время 1-й Белорусский фронт
8 . Имеет ли ранения и контузии в Отечественной войне - не имеет
9. С какого времени в Красной Армии - с 1 августа 1939 года
10 .Каким РВК призван - Шольский РВК Вологодской области
11. Чем ранее награжден - не имеет
12. Постоянный адрес представляемого к награде и адрес его семьи.
Коллектив учителей, работавший в Сунской школе.