+7(960)219-22-28
 sunsk-school@yandex.ru
с. Янишполе, ул. Школьная, д. 1
ГОСУСЛУГИ
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
ТОЧКА РОСТА

МОУ Сунская ОШ

186206, Республика Карелия, Кондопожский район, с. Янишполе, улица Школьная, д.1.

Телефон

8(960)2192228

8(960)2192220

Эл. почта sunsk-school@yandex.ru

Наставничество

Наставничество — это важный инструмент в образовательном процессе, обеспечивающий поддержку и наставления молодым специалистам. Его цель — помочь новым педагогам успешно адаптироваться в профессиональной среде, развивать педагогические навыки и умения. Задачи наставничества могут включать содействие профессиональному росту, предоставление обратной связи и менторство.

Сегодня в современной педагогической практике всё большее внимание уделяется такому явлению, как наставничество. Благодаря этому подходу, молодые педагоги, только начинающие свой профессиональный путь, получают возможность обучаться и развиваться, опираясь на опыт и знания более опытных коллег. Понимание значения и функций наставничества в образовательном процессе позволяет эффективнее использовать его потенциал для улучшения качества образования и поддержания профессионального роста педагогов.

Определение и значение наставничества в образовании

Наставничество в образовании — это комплексный процесс, в рамках которого более опытный педагог (наставник) помогает менее опытному коллеге (наставляемому) в его профессиональном развитии и адаптации в образовательной среде. Это взаимодействие основывается на передаче знаний, навыков и опыта от наставника к наставляемому, при этом наставник также может учиться и развиваться, отражая и анализируя свой опыт.

Значение наставничества в образовании трудно переоценить. Это не только инструмент поддержки и развития молодых педагогов, но и механизм для передачи ценностей, традиций и стандартов профессии. Наставничество также помогает поддерживать и укреплять профессиональное сообщество педагогов, создавая среду для обмена идей, опыта и лучших практик.

Цели и задачи наставничества в школе

Цели наставничества в школе могут быть разнообразными и зависеть от конкретного контекста, но основная их общая цель — поддержать молодых педагогов в их профессиональном развитии и адаптации. Это может включать обучение конкретным педагогическим навыкам, введение в культуру и традиции школы, а также поддержку в преодолении профессиональных и эмоциональных вызовов, связанных с работой педагога.

Среди ключевых задач наставничества в школе можно выделить следующие:

  • 1. Поддержка адаптации молодых педагогов в образовательной среде;
  • 2. Обучение и развитие профессиональных навыков и компетенций;
  • 3. Передача ценностей, норм и традиций профессионального сообщества педагогов;
  • 4. Создание условий для рефлексии и критического мышления молодого педагога;
  • 5. Содействие профессиональному и личностному росту молодого педагога.

Важно подчеркнуть, что эффективное наставничество требует от наставников не только профессиональной компетентности, но и умения налаживать отношения, демонстрировать эмпатию и уважение, а также готовность к постоянному обучению и развитию.

История и традиции педагогического наставничества

Исторически понятие наставничества в педагогике происходит от древних греков, которые придавали большое значение передаче знаний и навыков от старшего поколения к младшему. В традиционных образовательных системах наставничество часто выполнялось в рамках ученичества, где мастер обучал ученика своему искусству или ремеслу.

В контексте образования, наставничество было основой подготовки педагогов, поскольку оно предусматривало передачу опыта и профессиональных компетенций от опытного педагога к начинающему учителю. В процессе наставничества новые педагоги могли наблюдать, изучать и применять методы и приемы, которые использовали их наставники.

Традиционное педагогическое наставничество имеет глубокие корни и было признано важным аспектом образовательного процесса. В современном контексте, это понятие получило новые формы и методы, включая групповое наставничество, онлайн-менторство и прочее.

В традиционном педагогическом наставничестве большое внимание уделялось практическому обучению и профессиональной подготовке. Наставник служил примером для наставляемого, предоставляя образец для подражания в педагогической практике. Также важным элементом было создание благоприятной обучающей среды, в которой
молодой педагог мог бы развивать свои навыки и компетенции.

Развитие и модернизация наставничества в современной школе

Со временем понимание наставничества в образовании прошло значительные изменения. Современное наставничество стало более структурированным и разнообразным в своих подходах. Сегодня наставничество – это целый комплекс взаимосвязанных мероприятий, идеологии и средств коммуникации.

Во-первых, оно стало более целенаправленным, с акцентом на достижение конкретных образовательных и профессиональных целей. Во-вторых, наставничество стало более демократическим, предоставляя возможности для обратной связи и сотрудничества между наставником и наставляемым. В третьих, наставничество тесно связано с культурно-воспитательным процессом в образовательной организации.

Более того, наставничество в современной школе обогатилось за счет использования цифровых технологий, которые предоставляют новые платформы и инструменты для обучения и сотрудничества.

Несмотря на все изменения, основная идея наставничества остается неизменной:
поддержка молодых педагогов в их профессиональном развитии и адаптации.

Методы и формы наставничества

Наставничество может принимать различные формы в зависимости от потребностей педагогов и образовательных учреждений. Примеры включают такие ситуации, как:

— «педагог-педагог», «преподаватель-преподаватель», где опытный педагог делится своим опытом с новым специалистом, помогая ему развиваться и преодолевать трудности.

— «тьютор-тьютор», «коуч-коуч», где более профессионально подготовленный специалист содействует профессиональному росту молодого специалиста в рамках цифровой среды или межкультурной среды.

Методы и формы наставничества могут быть разнообразными, но они обычно включают в себя некоторые из следующих элементов:

1. Менторство — это личностно-ориентированный подход к наставничеству, который включает в себя поддержку и наставление в вопросах карьерного развития и профессионального роста. Ментор помогает наставляемому осознать его потенциал и разработать стратегии для достижения его целей;

2. Коучинг фокусируется на развитии конкретных навыков и компетенций. Наставник-коуч работает над улучшением определенных областей профессиональной деятельности наставляемого;

3. Семинары и тренинги — это форма группового наставничества, которая позволяет учителям обмениваться опытом и изучать новые подходы и стратегии в обучении и управлении классом. Это форма коллективного профессионального роста педагогов в образовательной среде;

4. Обучение на рабочем месте — это форма наставничества, которая включает непосредственное обучение на рабочем месте, когда молодой педагог работает под непосредственным руководством более опытного коллеги.

Примеры и формы наставничества: педагог-педагог, преподаватель-преподаватель

Наставничество может проявляться в различных форматах, в зависимости от контекста и участников.

— Например, педагог-педагог наставничество может происходить в школьной среде и включать в себя непосредственную поддержку в классной работе, методическую помощь и советы по управлению классом.

— В контексте преподаватель-преподаватель наставничества, обычно применяемого в высшем образовании, акцент может быть сделан на научно-исследовательскую работу, подготовку курсов и развитие педагогических навыков на более продвинутом уровне.

Наставничество как форма работы с молодыми специалистами

Наставничество играет особенно важную роль в работе с молодыми специалистами. Это обеспечивает им необходимую поддержку и руководство в начале их карьеры, помогает преодолеть первоначальные трудности и развивать необходимые профессиональные компетенции.

С помощью наставничества молодые педагоги могут освоить педагогическую деятельность, получить ценный опыт и научиться успешно справляться с вызовами образовательной среды.

 

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (сведения о местоположении; тип и версия ОС; тип и версия Браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник откуда пришел на сайт пользователь; с какого сайта или по какой рекламе; язык ОС и Браузера; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; ip-адрес) в целях функционирования сайта и проведения статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт.